Домой

Моя автобиография

Немного о работе

Мое главное хобби

Ленка-путешественница
English version
Книга отзывов и предложений
Путешествие на край света или Курильские острова - 2005

Бескрайний океан вокруг.
Туман.

 

Бескрайний океан вокруг.
Туман.

 Москва - Южно-Сахалинск

Об экспедиции на Шикотан мы задумались после автопробега по Сахалину в 2003 году, но так уж получилось, что в 2004 году мы с Юрой (RA0FU) поехали на Монерон, а Вовка (RV1CC) отправился на Камчатку. В конце 2005 года в прессе в предверии визита Путина в Японию появились сообщения о возможной передаче Японии пусть и не четырех островов, но двух - Хабомаи и Шикотана, так что мое новогоднее поздравление Юре (RA0FU) заканчивалось постскриптумом - "Надо ехать на Курилы!"

Оставалось только с нетерпением ждать лета, время от времени дергая друг друга вопросом, а не изменились ли планы... Планы не изменились, а к нашей компании добавился Сергей (UA1ANA), решивший по случаю навестить своего старинного друга, живущего на Кунашире.

Остров Шикотан
Остров Шикотан

Наконец 22 июня от Юры пришло сообщение с кратким рассказом о проведенной с Костей (RA0FW) разведке боем - экспедиции на Итуруп и с вариантами сроков нашей поездки. Увы, наш предварительный план-максимум, состоявший из посещения Кунашира и Шикотана с недельным пребыванием на каждом и идеально смотревшийся на календаре, никак не хотел вписываться в расписание кораблей Сахалин-Курилы.

Урбанистический пляж Если мы с Юрой достаточно легко смирились с посещением только одного Шикотана, то Вовка сдаваться никак не хотел. В результате было решено, что они с Сережей летят на Сахалин на неделю раньше и пытаются уплыть на Кунашир коммерческим рейсом, а через неделю мы с Юрой подбираем их и вместе плывем на Шикотан.

* * *

31 июля делегация из Санкт-Петербурга в лице RV1CC и UA1ANA прибывает на Сахалин. К сожалению, коммерческие рейсы обязательностью не отличаются, поэтому с трапа самолета я схожу в полной уверенности, что за калиткой меня встречает почти толпа, но... ни одного знакомого лица не обнаруживается. В гордом одиночестве получаю свой багаж и устраиваюсь загорать на лавочке под палящим южным солнцем - это уже становится традицией... Мой звонок застает ребят дома за чаепитием - меня почему-то ждали другим рейсом.

Через сорок минут у Юры дома, как всегда превратившегося в штаб-квартиру экспедиции, встречаюсь с Вовкой Серёжей - для встречи с петербуржцами пришлось преодолеть 10000 км (hi).

Утомленный солнцем Вовка Вечером Юра отвозит меня к Гене (UA0FAI), чтобы я скоротала первую ночь на Сахалине за трансивером. Как всегда путь к трансиверу лежит через стол, накрытый гостеприимными хозяевами (hi). Открытие экспедиции получается не столь удачным, как в прошлом году, - за 5 часов с большим трудом удаётся провести всего 150 QSO, зато практически каждый второй позывной - знакомый. Не обходится и без нескольких DXов - 4L0ABC, VU3DJQ, ZS6B.

Пока я боролась с прохождением, ребята составили список продуктов, знакомство с которым навело на мысли, что основная цель нашей экспедиции - борьба с лишним весом: список состоял из 10 пунктов, включая 75 пакетиков чая, сахар и карамельные конфеты. Всё, на что мне удаётся уговорить Вовку сверх списка, - четыре "Доширака" и две баночки печени трески. Увеличить количество тушёнки, Вовка наотрез отказался, сообщив, что мы едем на остров и там такое количество рыбы, что "ловить мы ее будем ногами". Единственное, что меня немного успокаивало, Шикотан - не Монерон, на острове есть два населенных пункта, а в населенных пунктах должны быть магазины...

 9 августа. В путь

Если в прошлом году мы с оборудованием с трудом, но поместились в микроавтобус, то в этом году нам места в микроавтобусе уже не остается. В девять утра кортеж из микроавтобуса и джипа выезжает из Южно-Сахалинска в направлении Корсакова. Задача-максимум сегодняшнего дня - попасть на корабль. Дорога проходит в нервном волнении: не отменили ли корабль, нет ли на море шторма и хватит ли нам билетов.

Красавец-паром "Игорь Фархутдинов" Около морвокзала уже собираются желающие отправиться на Курилы, но касса еще закрыта. Пока Юра бегает между пропускными пунктами, решая вопросы с нашей погрузкой на корабль, мы изучаем расписание кораблей и цены на билеты, раздумывая каюту какого класса нам выбрать - первого или второго - попутно ломая голову, что такое "палубные" билеты. Через сорок минут согласований "добро" получено и наш микроавтобус пропускают на территорию порта.

Юра находит старпома, ответственного за погрузку, и выясняет, что свободных кают нет, но на борт нас берут, выделив для ценного груза небольшое служебное помещение, а нам предложив размещаться в кают-компании. Мы несколько удивлены таким развитием событий - билеты ЕЩЕ не продавались, а мест УЖЕ нет? Но, если мы хотим попасть на Курилы, то выбора нет - придётся ехать в кают-компании, благо, мы первые ее обитатели и занимаем столько места, сколько хотим. Задача-максимум выполнена: мы на корабле!

Полный вперед, Курилы ждут нас!
Полный вперед, Курилы ждут нас!
Корсаковский порт
Корсаковский порт
Солнечная ванна
Солнечная ванна
Пока, Сахалин!
Пока, Сахалин!

С началом посадки на корабль к нам подселяют двух женщин, плывущих на заработки, и группу ОМОНовцев, следующих в командировку на Кунашир и поставивших крест на мыслях о спокойной дороге - практически сразу на столе появляется водка, не заканчивающая почти до самого утра.

Разносмысловая табличка
Разносмысловая табличка
Спящий Сережа
Спящий Сережа
Отдых в кают-компании
Отдых в кают-компании

Посмотрев на группу туристов, расположившихся прямо на палубе, мы порадовались нашей кают-компании - нам достались люксовые "палубные" билеты (hi)... В два часа дня, издав прощальный гудок, "Игорь Фархутдинов" покидает корсаковский порт, беря курс на Южные Курилы.

 10 августа. Кунашир - Шикотан

Утренняя встреча с Кунаширом становится первым разочарованием нашей экспедиции: из-за низкой облачности вместо красивого острова с вулканами нашему взору открывается небольшой кусочек суши с Южнокурильском. Пока мы стоим на рейде, принимая и отдавая контейнеры с грузами, облачность, несмотря на наши просьбы развеяться хотя бы на пару минут, доедает остатки Кунашира. Пожелав удачной экспедиции, мы провожаем Сергея на прибывший за пассажирами плашкоут "Надежда" - подарок японского народа российскому. Вскоре за плашкоутом, увезшим Сергея куда-то в туман, и "Игорь Фархудтинов", погудев на прощание, отправляется вперед к следующему острову - Шикотану.

Здравствуй, Кунашир!
Здравствуй, Кунашир!
Стеснительный Кунашир
Стеснительный Кунашир
Плашкоут
Плашкоут
Погрузочно-разгрузочные работы
Погрузочно-разгрузочные работы
Сергей (UA1ANA) готов к встрече с Кунаширом
Сергей (UA1ANA) готов к встрече с Кунаширом
А мы плывем дальше...
А мы плывем дальше...
Паром, уходящий в туман
Паром, уходящий в туман

Мы у цели - Шикотан За пару часов туман рассеивается и на горизонте появляются очертания Шикотана. Практически сразу мы заметили на мысу маячок и задумываемся о возможности устроить QTH именно на маяке, чтобы порадовать поклонников маячных программ. Чем ближе мы подходим к острову, тем больше нам нравится наша идея.

На наше счастье, на Шикотане, в отличие от Кунашира и Итурупа, причал есть, так что нам предстоит всего один этап разгрузочных работ. С встречающим нас Олегом Зиминком мы сталкиваемся прямо у трапа: пропустив вперед всех пассажиров, мы как раз собираемся проходить паспортный контроль, а он уже разыскивает трёх радистов, которых ему было поручено встретить и доставить на пункт технического наблюдения (ПТН) погранвойск, расположенный на одной из самых высоких точек острова - 347 метров над уровнем моря.

Олег сразу огорчает нас сообщением, что дорогу на ПТН размыло пару дней назад, а единственный гусеничный тягач МТЛБ, способный вскарабкаться на ПТН по бездорожью, вчера сломался и пока неизвестно, когда его смогут восстановить. Олег предлагает план действий: сегодня они довозят нас "докуда" смогут довезти на джипе по направлению к ПТН, а завтра будет видно, где нас лучше разместить. Мы, порядком утомленные дорогой, не возражаем.

Первые пейзажи...
Первые пейзажи...
Первые пейзажи...
Первые пейзажи...
Встречающие на пирсе
Встречающие на пирсе
ВМФ России на страже
ВМФ России на страже

Наша первая стоянка По дороге интересуемся, как на острове с бензином: рассчитывая устроиться у пограничников, мы захватили с собой всего 20 литров, на крайний случай. Выясняется, что бензина на острове практически нет - единственными обладателями ценной жидкости могут быть военные, но заправлять таким топливом японский генератор очень рискованно.

"Докуда доедем" оказалось место с координатами - 43°50'38"N и 146°46'19"E на высоте 116 метров над уровнем моря, затерянное в лесах Шикотана и окруженное со всех сторон возвышенностями. Беглый осмотр места не внушал оптимизма, но дальнейший путь преграждал овражек, преодолеть который на джипе, доверху загруженном нашим оборудованием, не представлялось возможным.

Олег, наблюдая за нашими поисками ровного места для палатки в зарослях бамбука, посоветовал располагаться прямо на дороге - все равно тут никто не ездит, кроме сломанного МТЛБ. В отличие от Кунашира хищных зверей на Шикотане нет, а самым опасным представителем флоры и фауны является ядовитое растение, называемое иприткой. Пожелав нам удачи и пообещав приехать утром, ребята уехали, а мы занялись разворачиванием позиции.

Вовка (RV1CC) собирает антенну
Вовка (RV1CC) собирает антенну
Мачта уже водружена на горку...
Мачта уже водружена на горку...
к ней присоединяем антенну...
к ней присоединяем антенну...
Хорошо пошла!
Хорошо пошла!

Через полтора часа A4S возвышалась на бугорке, трансивер занял место на рабочем столике, а полянка на обочине стала похожа на лагерь. Открыв экспедицию первыми QSO с 8J2AI и JL1MWI, Вовка с Юрой растянули поперек дороги наш боевой диполь на 20/40 метров - со своей стороны мы были полностью готовы к ночному эфиру. Оставалось надеяться, что прохождение подготовится не хуже нас.

Первые мгновения в шикотанском эфире
Первые мгновения в шикотанском эфире
Первое QSO
Первое QSO

Процесс вешания диполя требует тщательной маскировки...

Вешаем диполь
Вешаем диполь
Вешаем диполь
Вешаем диполь
Вовка готовит первый обед
Вовка готовит первый обед
Наш лагерь "У дороги"
Наш лагерь "У дороги"
"Садитесь жрать, пожалуйста..."
"Садитесь жрать, пожалуйста..."
CQ de RA0FU/p - AS-062
CQ de RA0FU/p - AS-062

Увы, первая ночь оказывается совсем не такой веселой, как хотелось бы: к четырем часам утра мы провели 334 QSO на троих. В моем логе - 126 QSO, проведенных, в основном, на 40-ке телеграфом - диполь, как всегда, оказывается на
высоте (hi) -, и, в основном, с японцами, среди которых меня умудрились услышать и дозваться Саша (UA9YAB), UA9YE, Алик (RX9WN), несколько VKеев, W7, корейцев и XE1TN.

 11 августа. Переезд

От навязчивых мыслей, что надо скорее определяться с нашим переездом, я просыпаюсь раньше всех. Вскоре ко мне присоединяется Юра, и мы пытаемся прикинуть возможные варианты наших действий. Одна из идей - отправиться на ПТН пешком: по словам Олега, от нашего нынешнего QTHа до ПТН осталось совсем немного - минут 40 ходьбы. Шансы полностью переехать на новое место жительства к вечеру, учитывая наше имущество и ограниченность человеческих ресурсов, есть.

Переезд Чтобы не терять драгоценное время, Юра отправляется на разведку, а я засекаю время. Юра возвращается через полтора часа с сообщением, что единственный реальный способ перебраться на ПТН - починка тягача: дорога в таком состоянии, что даже налегке ему с трудом удалось добраться до верха. Всё, что нам остается, - ждать Олега и надеяться на хорошие новости.

Чтобы хоть как-то скоротать время в неопределенности, как назло еле тянущееся, включаем трансивер и тут же натыкаемся на экспедицию R0K. Поздравляем друг друга с началом экспедиций и обмениваемся впечатлениями от первой проведенной на Шалаурове и Шикотане ночи. Впечатления ребят, как и у нас, омрачены отсутствующим прохождением: в логе R0K около 800 связей - совсем немного для NEW-ONE по программе IOTA.

Не считая R0K, диапазон абсолютно пуст, но я все равно решаю немного покричать на 20-ке. Начавшийся QSO с AH7C pile-up закончился через две минуты - плюс четыре QSO с JA. Перемещаюсь в телеграф - CQ-лять, изредка отвечая японцам, проще, нажимая F1 (hi).

В 10:09 вместо очередного японца меня вызывает UE1AAA/0 - новый курильчанин Сергей (UA1ANA). Сообщаю Серёже, что мы успешно добрались до Шикотана, как-то развернулись, но планируем менять QTH. Сережа в свою очередь рассказывает, что вчера повесил диполь, распаковал трансивер, но первую ночь в эфире пропустил - встреча со старым другом удалась (hi). К сожалению, Серёжин QTH также оставляет желать лучшего - дом оказался в низине и западное направление надежно закрыто склоном. Напоследок договариваемся с Сережей о ежедневных скедах, желаем удачи и хорошего прохождения.

Я продолжаю попытки расшевелить японцев, а Юра с Вовкой занимаются завтраком. К долгожданному бульканью воды, закипающей в кастрюльке, добавляется не менее долгожданный шум мотора - за нами приехал "Урал" с группой поддержки. Сперва ребята огорчают нас известием, что на починку МТЛБ уйдет как минимум неделя, но тут же возвращают нас к жизни, сообщив, что Олег договорился с нашим размещением на метеостанции около маяка. Кажется, удача вспомнила о нас!

На новом месте С завтраком приходится попрощаться. Благодаря помощникам через сорок минут мы уже трясемся в "Урале" к нашему новому QTH. На метеостанции нас встречает Светлана Шепелева, начальник метеостанции, с которой мы тут же договариваемся о бытовых вопросах нашего пребывания: розетку с электричеством нам выделят, пресной водой, которую на метеостанцию привозят из Малокурильского, поделятся, а что еще нам надо для счастья?

Нашим новым домом на несколько дней становится баня. Шэк разворачиваем рядом на свежем воздухе с видом на бухту и Малокурильское. К сожалению, домик неизвестного архитектора (WC) смыло весной, но отсутствие этого блага цивилизации нас уже не волнует - после вчерашней стоянки это место нам кажется раем (hi).

В подъеме A4S участвуют все обитатели метеостанции - Вовка с Сережей поднимают мачту, Светлана, ее сын и ее подруга Людмила стоят на оттяжках, а я координирую общие действия. Через пару часов Cushcraft A4S и наше рабочее место органично вписываются в "пейзаж" метеостанции.

Де жа вю №1
Де жа вю №1
Де жа вю №2
Де жа вю №2
Де жа вю №3
Де жа вю №3
Вовка-кашевар
Вовка-кашевар
Прикармливаем сторожа
Прикармливаем сторожа

После обеда в нас просыпается тяга к путешествиям - Юра отправляется путешествовать по волнам эфира, а мы с Вовкой идем знакомиться с окрестностями. Вернувшись с прогулки, я продолжаю начатый Юрой телеграфный pile-up на 20-ке. Наконец, и в моем логе появляются первые европейцы: 9A2WJ, F6DLM, DL2JON, EA4MY.

Вид на Малокурильское
Вид на Малокурильское
Вход в бухту Малокурильская
Вход в бухту Малокурильская
Бухта Малокурильская
Бухта Малокурильская
Соседняя бухточка
Соседняя бухточка
Искусство требует жертв?
Искусство требует жертв?
Утёсик
Утёсик
Любопытные наблюдатели
Любопытные наблюдатели
Около маяка Малокурильского
Около маяка Малокурильского

Пока я разогреваю эфир, Юра с Вовкой принимают гостей - на торжественный ужин, посвященный нашему удачному новоселью, к нам заглянули Светлана с подругой Людмилой и Олег, заехавший проверить, как мы устроились. Через час Вовка меняет тёплую компанию на трансивер, а я - микрофон на вилку.

Обустроенный шэк В девять вечера Вовка возвращается к гостям, а я на 14.260 и тут же оказываюсь "по ту сторону pile-up'а" - IV3YIB, UA0AOZ, LY2ZZ, UA9YE, JF0POA... За 10000 км от дома особенно приятно слышать знакомые голоса - RU3SD, UA3AKO, RW1AC, RX9TL, RA3RGQ, RU3DX, UA3BS, RN3QO, UA1QV, DL6ZFG. Не обходится и без парочки интересных корреспондентов - EA8AKN и 9K2HN.

Стихийный праздник удаётся, но выбивает из строя одного оператора: вместо эфира Вовка отправляется на третью боковую. Юра, заменив колыбельную хорошим pile-up'ом, присоединяется к Вовке, разбудить которого мы не смогли - пробормотав "сейчас иду", Вовка продолжает дрыхнуть. К двум ночи я предпринимаю еще пару попыток разбудить Вовку, но безрезультатно - в два ночи за трансивером меня меняет Юра, собиравшийся ночью спать.

Вовка просыпается к трём утра, когда прохождение уже иссякает. Вместо "спокойной ночи" мы с Юрой получаем выговор за плохую побудку и угрозы никого не подпускать завтра к трансиверу (hi).

На метеостанции передают свой рапорт, а мы - свой
На метеостанции передают свой рапорт, а мы - свой
В эфире RA0FU/p
В эфире RA0FU/p
Ожидание очереди...
Ожидание очереди...
 12 августа. Экскурсия в Малокурильское

Начинаем привыкать к особенностям курильской погоды - хмурое пасмурное утро, превращающееся в яркий солнечный полдень.

Отсутствие японцев в эфире остужает Вовкино желание провести весь день за трансивером, и, собрав все заказы на покупки, мы с ним отправляемся на противоположный берег бухты - в Малокурильское. Первыми строениями, попавшимися по дороге, оказываются цеха рыбзавода "Островной", большей частью заброшенные и полуразрушенные. Зато с торговлей на острове всё в порядке - на население острова в три тысячи человек только в Малокурильском приходится пара десятков продуктовых магазинов с небольшими вариациями ассортимента и цен, в которых купить можно всё - от соли и спичек до крабов и кофе "Carte Noire".

Маленькая ёлочка
Маленькая ёлочка
Рыбный завод
Рыбный завод
Ленин в миниатюре
Ленин в миниатюре
Памятник "Труженикам моря"
Памятник "Труженикам моря"
Церковь
Церковь
Вид на нас мыс
Вид на нас мыс
Памятник в честь открытия Шикотана
Памятник в честь открытия Шикотана
Суперкомфортные плиты
Суперкомфортные плиты
Деликатесные объявления
Деликатесные объявления

За три часа нашего отсутствия Юра немного расшевелил японцев и поймал прохождение на Штаты, плавно перешедшее на Европу.

Впервые за три дня на острове у нас планируется блюдо из свежих даров моря - уха из горбуши, привезенной вчера Олегом. Вовка, вооружившись ножом, ловко разделывает рыбу, а я неплохо справляюсь с чисткой картошки. Пока шеф-повар следит за ухой, я получаю полчаса на небольшой телеграфный pile-up. Прохождение на NA уже закончилось, но несколько янков всё-таки прорывается - W3DA, WK3N, K7SS, K8UPR. Японцы в разгар рабочей пятницы в эфире практически отсутствуют - подходят всего двое: JR1FYS и JA8JO, зато жители exUSSR в эфире с самого утра - UR3HC, EU2MM, LY1CX, RX9KA UA1TAN, UA3GVV, YL2IX, RA3QSY, UA9OA. На финишной прямой Вовка вручает поварёшку нас, а сам отправляется к трансиверу наверстывать упущенное за ночь, но после первого QSO с Игорем (UT7QF) прерывается, чтобы отведать собственное кулинарное творение.

Ура, нам привезли рыбу!
Ура, нам привезли рыбу!
Главный по ухе
Главный по ухе
CQ de RV3ACA/0
CQ de RV3ACA/0
Уха готова!
Уха готова!
CQ de RV1CC/0
CQ de RV1CC/0

Внезапно с моря к острову подтягивается облачность, и через два часа соседние бухты заполнены облаками, словно ватой. Малокурильское накрыто облаками, а у нас по-прежнему светит солнце.








Вечером Вовка замечает, что одна из стрелок усилителя начинает отклоняться в противоположную сторону - неужели сожгли? Оставив разборки до утра, продолжаем работать на один трансивер. Поломка усилителя компенсируется прохождением: двадцатка открыта всю ночь. Хотя в Европе на 100 Вт SSB нас слышно не очень громко, всё равно удается собрать получасовой pile-up'чик на 14.260, в том числе и со знакомыми корреспондентами: RX9WN, DL6ZFG, RV9WZ, ES1RA, UR7GW, UA1AKE. Меняя друг друга, мы всю ночь работаем в эфире, плавно перемещаясь в 13-е августа.

 13 августа. День восстановительных работ

В семь утра прохождение на Европу закрывается, зато просыпаются японцы. В перерывах между pile-up'ами осматриваем с Юрой усилитель: лампы целы, сгоревших деталей не видно. Списав всё на диод прибора, Юра объявляет усилитель рабочим, закручивает крышку и возвращает на рабочее место - ура!

Восстанавление местного диполя Впервые за четыре дня на острове удается разогреть пятнашку: за два часа я провожу почти две сотни QSO, из которых неяпонцев всего 13 - пять станций из Южной Кореи, трое индонезийцев YC9MLL, YC9YCI и YC3BDJ, пара австралийцев VK6CJL и VK4FW, пара наших UA0LDW и UA0ZAZ и один новозеландец ZL1IW. Если в начале приходится постоянно уточнять позывные, то к концу второго часа уши уже привыкают к неторопливому, специфическому произношению букв (hi).

После очередной смены, вооружившись инструментами, изолентой и паяльником, Юра с Вовкой отправляются приводить в порядок метеостанционную антенну. Несмотря на наличие у Светланы в подчинении молодого человека, диполь находится в плачевном состоянии - два элемента неопределенной длины с многочисленными скрутками в местах обрывов - напоминаниях о заглядывающих время от времени на Курилы тайфунах.

Не грусти - погрызи!
Не грусти - погрызи!
На метеостанции
На метеостанции
Какие знакомые таблицы!
Какие знакомые таблицы!

Самописец

Вот так и работаем Пока ребята занимаются общественно-полезными работами, я продолжаю собирать на 15-ке японцев с редкими вкраплениями корейцев и австралийцев. На несколько минут ухожу на 10 метров - десятка, конечно, закрыта, но близость Японии позволяет провести десяток связей и без всякого прохождения.

Через пару часов с трудом удается уговорить ребят устроить перекур, чтобы я могла отдохнуть от эфира (hi). После перекура, заменённого обеденным перерывом, Юра с Вовкой возвращаются к восстановительным работам, а я - на 15-ку к японцам.

Вскоре диполь уже не напоминает провисшую бельевую верёвку. Остаётся убедиться, что характеристики антенны тоже улучшились. Светлана вызывает Южно-Сахалинск и... чуть не выпускает Вовку, случайно задевшего антенный разъем приемника во время передачи, "в эфир". В кладовке уже пылится пара приёмников со сгоревшими входами - неудивительно: прием и передача ведутся на одной частоте на одну и ту же антенну... Хорошо, что техника - советская, с большим запасом прочности... Все тревоги и опасения Светланы, имевшиеся перед началом ремонтных работ, остаются позади - количество горящих лампочек, выполняющих роль прибора, увеличивается с одной до трёх, а с Сахалина передают, что принимают Шикотан уверенно.

С самого утра наш пятачок пользуется повышенной популярностью - сначала к нам приезжает группа японских туристов, в обед - съемочная группа какого-то телеканала, видимо, приехавшая снимать ожидающийся визит начальства из Москвы.

К нам едет начальство из столицы
К нам едет начальство из столицы
Дот нашего производства
Дот нашего производства
Досуг
Досуг

Судя по времени, уже несколько часов идет телеграфный WAEDC. Пока у нас о контесте напоминает пара европейских монстров, собираю небольшой pile-up'чик на 20-ке. Отвечают всё те же японцы, ZL1ALZ, VK2IA, первый европеец сегодня Саша (RZ4AG), KH7D и V85SS.

Вовка в эфире Вечером на мысе появляется караульный, а часов в девять до нас долетают звуки торжественного марша, которым встречают "Игоря Фархутдинова" с правительственной делегацией на борту. Тоже выходим поприветствовать высоких гостей с нашей возвышенности - противоположная сторона бухты сверкает праздничной иллюминацией.

К девяти вечера WAEDC отвоевывает весь телеграфный участок и главным диапазоном на сегодняшнюю ночь становится семёрка, оправдывающая наши ожидания на все 100%. Pile-up оказывается намного разнообразней, чем днём: зовут янки с западного побережья, BU2AI, BD9BA, VK4BUI, LU3XQ, VR2BG, прорываются наши RZ9OW, UA9CGL, UA9KK, UA4RC, очередной гаваец AH6HY.

К пяти утра контест перемещается на 40-ку, и нам ничего не остается делать, как, прервав наш радиомарафон, продолжавшийся почти 42 часа, отправиться спать.

 14 августа. Поездка на Край Света

Исследовав окрестности и прогулявшись в Малокурильское, мы с Вовкой начали мечтать об экскурсии на маяк Шпанберга и мыс Край Света, посетить который стоило бы только для того, чтобы потом хвастаться, что мы побывали на самом настоящем краю света (hi).

Утренний коньячок От воплощения своей мечты пешком (а это 15 км по пересеченной местности туда и обратно) нас спасает Олег, предложивший захватить нас на пикник, организуемый в воскресенье как раз на восточном берегу острова в честь получения очередных звездочек одним из его сослуживцев.

День оказывается необычным с самого утра - Вовка с Юрой начинают завтрак с коньяка. К двенадцати подъезжают Олег с Владиславом, и мы отправляемся на восточный берег Шикотана.

После Малокурильского дорога заканчивается, и мы, подпрыгивая на бугорках, начинаем чувствовать себя участниками этапа ралли "Париж-Даккар", попутно успевая наслаждаться пролетающими мимо живописными пейзажами. Погода сегодня нарушает традиции: небо всё ещё затянуто серыми облаками без малейшего намека на улучшение, так что часть красот скрыта от наших глаз и объективов.

Вскоре наш джип превращается в плавсредство - мы доезжаем до участка дороги с названием "Чёрная речка", где прямо по дороге течёт самая настоящая речка, отвоевавшая пару километров у дороги для своего русла.

Речка
Речка
Наша компания
Наша компания
Пейзаж, то есть туман
Пейзаж, то есть туман
Вовка в зарослях курильского бамбука
Вовка в зарослях курильского бамбука

Успешно преодолев все препятствия, мы застряли, не доехав до места встречи нескольких сотен метров: Влад, уверенный в проходимости Лэндкрузера, поленился взять правее. Ни наши попытки подтолкнуть, ни попытки бригады помощников, оторванной от отдыха на берегу, к результату не привели - джип даже не шелохнулся. Оставив Влада дожидаться шикотанской помощи на дорогах - военного "Урала", мы отправились дальше к месту пикника.

Дороги...
Дороги...
Сказочный лес
Сказочный лес
Надежно сели
Надежно сели
На берегу Тихого океана
На берегу Тихого океана
Много маленьких IOTA
Много маленьких IOTA

Оказавшись на берегу, по которому можно полазать, мы с Вовкой тут же отправляемся осматривать окрестности. Наверху натыкаемся на когда-то обитаемые, а теперь никому не нужные оборонные сооружения острова - пара дотов, замаскированных травой, какая-то ржавая дверца, ведущая внутрь острова.

Мал мала меньше
Мал мала меньше
Наконец-то можно полазать по камням!
Наконец-то можно полазать по камням!
Маяк Шпанберга
Маяк Шпанберга
Следы былого военного присутствия
Следы былого военного присутствия
Дверца внутрь острова
Дверца внутрь острова

При виде спиннинга нам с Вовкой тоже захотелось внести свою лепту в улов, но рыба, судя по готовящейся ухе, в океане водящаяся, не обнаруживает своего присутствия в заливе, игнорируя наживку и просьбы порадовать далёких гостей бешеным клёвом.

Ловись рыбка
Ловись рыбка
Уха готова!
Уха готова!
 Мыс Край Света

После изумительной ухи мы едем к главной цели нашей сегодняшней поездки - маяку Шпанберга и мысу Край Света.

Мыс Край Света
Мыс Край Света
Гагары
Гагары
Почти на Краю Света
Почти на Краю Света

Я на Краю Света
Я на Краю Света
Отколовшийся кусочек Шикотана
Отколовшийся кусочек Шикотана
 Маяк Шпанберга

Маяк Шпанберга В отличие от нашей башенки, маяк Шпанберга это не только сам маяк, но и комплекс служебно-бытовых сооружений в традиционном японском стиле: в любое помещение можно попасть, не выходя на улицу. Самого маячника дома не оказалось, но с ролью экскурсовода прекрасно справляется его сын, который проводит нас по внутренним помещениям своих владений: жилые комнаты, радиостанция, генераторная и даже небольшая "колодезная" - комнатка с колодцем.

Мы поднимаемся и на самый верх маячной башни, откуда каждую ночь небольшая лампочка служит ориентиром кораблям. Сверху маяк с коридорами и ответвлениями напоминает лабиринт из древней компьютерной игры Wolfstein (hi). От японцев в наследство осталась еще и мачта, теперь служащая памятником японской промышленности: в отличие от пары советских болтов в креплении, давно изъеденных ржавчиной, на самой мачте следов времени не видно.

Вот такая лампочка...
Вот такая лампочка...
а вот и линза...
а вот и линза...
Лабиринты маяка
Лабиринты маяка
Запасная лампа
Запасная лампа
Система включения маяка
Система включения маяка
Внутренний колодец
Внутренний колодец
Маячная радиостанция
Маячная радиостанция

Купание в Тихом океане Возвращение домой не обходится без сюрпризов - сначала мы встречаем утреннюю группу поддержки, возвращающуюся в Малокурильское пешком: забиравший их "Урал" застрял на том же самом месте, что и мы утром. Следом мы снова теряем Влада, на сей раз застрявшего где-то на разбитой объездной дороге в лесу. Уже на подъезде к Малокурильскому мы встречаем спешащий на помощь "Урал", водителю которого ребята рассказывают, где вытягивать Влада.

До трансивера мы добираемся только к одиннадцати вечера. Если не считать небольшой утренней зарядки в виде SSB pile-up'а на 15-ке с японцами, мы не работали почти сутки и уже успели соскучиться по эфиру. На двадцатке - разгар вторых суток WAEDC, поэтому вечер начинается на семёрке. Компанию японцам составляют UA9MHN, BV6JN, K0DX, VK5DC, N6DT и LU3XPM.

Вовка в свою очередь переходит на частоту 14.180, на которой AS-062 теряет свою ценность, а на первый план выходит SL-025 (hi). Мне тоже достается немного прохождения на 20-ке - сигналы станций слабенькие, тем не менее средний темп 3-4 QSO в минуту, а в 14:43 UTC устанавливаю локальный рекорд - 6 QSO за минуту. Праздник продолжается 25 минут, за которые в лог добавляется много знакомых позывных Володя (UA3FDX), UA3DNR, 9A2WJ, RX3FS, UA6MF, UR3IFD, 4X4JU, RW3XZ, RU3GN.

Предприняв безуспешную попытку разбудить кого-нибудь, готового сменить меня за трансивером, меняю 20-ку на 40-ку. Вслед за 7M4BBQ подходят UA0QPA и UA4SAW, вселяющий надежду, - ура! нас слышат в Европе. И, действительно, вместо привычных японцев подходят RA0BA, UT2IO, EU7SA, потом сразу трое из 3Q - UA3QIX, RW3QO и RA3QSY, SP8HXN, после которого pile-up иссякает - за полчаса 15 QSO с европейцами, среди которых UA4CC, UA3XAC, YL2UZ, RV3FF, ER1OO.

В половине четвертого утра нахожу себе на замену немного отдохнувшего Юру, а сама отправляюсь переваривать многочисленные впечатления прошедшего дня.

 15-16 августа

Наконец-то прорезался Кунашир После воскресной поездки два дня расслабляемся в эфире, попутно наслаждаясь приятными сюрпризами. Первым нас порадовал Кунашир, очертания которого внезапно проступили на горизонте, открыв нам вид на вулкан Менделеева. Теперь мы точно знаем, в каком направлении махать рукой Серёже!

Вместе с улучшением видимости со стороны Кунашира начинает дуть штормовой ветерочек, пытающийся лишить нас нашего нехитрого укрытия. Услышав в ушах привычный свист, я понимаю, что именно этого мне и не хватало для полноты ощущения экспедиции на Дальний Восток. За ветром к нам подтягиваются тучки, и мы на всякий случай переносим шэк внутрь бани.

Вслед за Кунаширом отличается семёрка, на которой удаётся собрать неплохой корейско-японский SSB pile-up, хотя обычно все попытки покричать выше 7.040 заканчивались парой-тройкой связей: большинство местных завсегдатаев диапазона к экспедициям абсолютно равнодушно.

Вулкан Менделеева
Вулкан Менделеева
Отходы жизнедеятельности
Отходы жизнедеятельности
Вот и штормовой ветер!
Вот и штормовой ветер!
Восточные рубежи
Восточные рубежи

Отдых после эфира В разгар pile-up'а на частоте включается японец, начинающий что-то рассказывать на своем языке. Смысл монолога улавливаю интуитивно - японец не согласен с принадлежностью Шикотана России и, видимо, просит вернуть острова Японии. В завершение речи звучит какая-то музыка: по нашим предположениям - гимн Японии.

На этом удивительные встречи в эфире не заканчиваются. Вслед за японцем подходит корейская девушка и требует покинуть частоту, пояснив, что сейчас начнётся... корейский контест. Мало того, что за 10 минут меня позвало 10 корейских станций, так у них еще и собственный контест есть!

Ночью семёрка преподносит еще один приятный сюрприз - полтора часа отличного прохождения на Европу. В логе появляются: RV6LFE, UA1QV, UA9CGL, UR3IFD, UA1OMX, RU3SD, VU2UR, RA3DX, UA3BS, UA3DNR, UA3TCJ, 4Z5SG, RN3OK, RK3DH, UA1AG и даже знакомый QRPист Иван (UA3DGA).

Во вторник сюрпризы преподносит уже двадцатка, днём порадовав нас неплохим прохождением на West Coast и подарив надежду на прощальный вечерний SSB pile-up из Европы: постепенно к янкам присоединяется West Евразия - RX9WN, RX3ZL, UY5ML, UA6AF, UA0BBA, OH4JK, UA9OA, UT3UY, RA3OU, RU3QR.

Очередной переезд
Очередной переезд
Кунашир виден все лучше
Кунашир виден все лучше
Это уже Япония?
Это уже Япония?
Малокурильский недострой
Малокурильский недострой

Настоящий радиолюбитель всегда совместит приятное с вкусным! Светлана, время от времени вносившая разнообразие в наше рисово-макаронно-тушеночное питание то яичницей, то жареной картошкой, вместе с Людмилой устраивают настоящий дальневосточный обед, заглянув к нам с литровой баночкой красной икры, парой буханок белого хлеба и большой бутылкой пива.

Собираясь на Шикотан, иногда ловила себя на мысли, что Курильские острова - сейсмоопасная зона. На острове об этом напоминают развалины домиков на метеостанции и серые скелеты трёхэтажек в Малокурильском, строительство которых оборвалось после первой серьёзной встряски - стены покрылись трещинами. Так и стоят теперь недостроенными, зияя пустыми оконными проёмами. Уже под конец экспедиции случайно от Светланы узнали, что за прошедшую неделю Шикотан трясло почти каждый день и мы благополучно пережили одно двухбалльное и несколько однобалльных землетрясений, даже не заметив их (hi).

Увы, вечернего SSB pile-up'а не получается - нас зовут, но сигналы слабенькие, и каждое QSO приходится выцарапывать из треска и QSB, зато в телеграфе зовут сразу со всех направлений: азиаты UN7EX, UA0SDX, RU0SYL, американцы K1CP, W4KPU, Европа - G0DBE, LZ1NG, RA2FBC, UA3LIA, UA4WEA, южно-африканец ZS6ME и, конечно, японцы. До заявки на Р-6-К мне остается всего 2 континента, но незаметно подкрадывается Вовкина очередь...

 17 августа. Отъезд

Вулкан Тятя С самого утра на горизонте начинает проступать Кунашир. Время от времени доходим до маяка, чтобы посмотреть, что новенького проявилось от Кунашира. В один из заходов на горизонте прорисовывается вулкан - не знаю, как должен выглядеть Тятя, но интуиция подсказывает, что это именно он.

В начале первого на фоне Кунашира, уже растянувшегося почти на весь горизонт, появляется небольшая белая точка, за час превращающаяся в теплоход.

Прохождение по закону подлости улучшилось, и мы до последнего присутствуем эфире. Вовка, решивший никого не пускать за трансивер, пока не преодолеет рубеж в 1500 связей, всё-таки иногда выделяет нам 10-20 минутные смены, так что нам тоже достается немного утренних янков. Одна из последних связей в моем логе с экспедицией R0K, переместившейся на Большой Роутан и работающей теперь /p.

В 12:59 Вовка проводит QSO с K6UNE и под нашим давлением выключает трансивер: "Игорь Фархутдинов" заходит в бухту, и Олег может приехать за нами в любой момент, а мы еще и не начинали собираться. Пока корабль проходит мимо метеостанции, вглядываемся в пассажиров на палубе и радостно машем руками, заметив человечка, издалека очень похожего на Серёжу.

К нам едет Сережа После того, как мы сняли антенны и упаковали трансиверы, выясняется, что посадка намечена на 22:00 и теперь нам предстоит скоротать семь часов за ничегонеделанием. Пытаемся придумать, как бы нам вытащить к нам Серёжу, чтобы он не маялся на корабле, а хотя бы несколько часов погулял по Шикотану. Выручает Людмила, предложившая съездить в порт и привезти нам нашего друга. Компанию Людмиле составляет Вовка, и минут через тридцать команда снова в полном составе!

Сразу обмениваемся результатами экспедиций - у нас на троих чуть более 5200 связей, у Серёжи в логе 760 связей - сказались отсутствие усилителя, направленной антенны и особенности QTHа. После чашечки кофе мы проводим Серёже экскурсию по нашим окрестностям. Серёжа подтверждает наши предположения, что перед нами именно Тятя. Напоследок Курилы над нами сжалились и мы, хоть и издалека, но всё-таки увидели самый знаменитый курильский вулкан!

Фотосессия
Фотосессия
Следы браконьеров
Следы браконьеров
На мысе Трезубец
На мысе Трезубец
Я и Марфа
Я и Марфа

Сережа (UA1ANA) За прогулкой и праздничным ужином, устроенным Светланой в честь нашего отъезда, время пролетает незаметно, и вскоре за нами заезжают Олег и Людмила, предложившая свой грузовичок для доставки нашего багажа в порт. После погрузки прощаемся с Марфусиком, не пропустившей ни одного нашего обеда, и большой компанией (Светлана с сыном тоже едут на Сахалин) выдвигаемся в порт.

После небольшой перепалки Олега с офицером на проходной, мы получаем разрешение проехать на территорию порта поближе к причалу - посадка пассажиров начинается минут за сорок до отправления, а нам надо успеть поднять на борт наше оборудование.

Справившись с погрузкой, гуляем по палубе, ожидая отплытия и бросая прощальные взгляды на Шикотан. В 22:50 "Игорь Фархутдинов" снимается с якоря. Через пару минут берег Шикотана растворяется в кромешной тьме, периодически прорезаемой лучом нашего маяка.

Марфусик
Марфусик
Погрузка
Погрузка
Обратно едем как люди - в каюте...
Обратно едем как люди - в каюте...

Маяк мигает на прощание Новые пассажиры толпятся в небольшом фойе около ресепшена в ожидании раздачи ключей от кают. Благодаря Олегу, забронировавшему места, обратно мы едем как люди! Вот ответ на мучивший меня вопрос, как так получается, что билеты ЕЩЕ не продавали, а мест УЖЕ нет - распределение мест происходит не в кассе, а по предварительной брони, доступ к которой есть у военных и, наверное, у местных организаций.

Получив заветный ключ и четвертого соседа, с которым удаётся договориться о рокировке с Серёжей (чему очень рад Серёжа и не очень рада супруга пассажира - у Серёжиных соседей в самом разгаре весёлое застолье, начавшееся еще утром), мы быстренько обустраиваемся в каюте. Едва голова касается подушки, я проваливаюсь в сон.

 18 августа. Взгляд на Итуруп

Курильск Следующее, что слышу - объявление о продаже купонов на завтрак: завтрак для меня святое (hi). За купонами снаряжаем Вовку, но он не может появиться неумытым перед бухгалтером, поэтому мы чуть не остаемся без завтрака. Вовку выручает личное обаяние и рассказ о четырёх личностях, упорно трудившихся всю неделю и почти не спавших, - бухгалтер сжалилась и выдала опоздавшему (зато умытому) четыре заветных талончика (hi).

Выглядываю в иллюминатор и обнаруживаю, что мы никуда не двигаемся, а качаемся на волнах - добрались до Итурупа. Первый взгляд на остров разочаровывает - какой-то он совсем плоский даже по сравнению с Шикотаном, на котором нет вулканов. Выйдя на палубу после завтрака, мы изумились - там, где час назад была равнина, обнаружился вулкан, скрывавшийся под плотной шапкой облаков. За час от облачности почти ничего не остается, и мы собственными глазами убеждаемся, что Итуруп - действительно, самый вулканистый курильский остров, во что невозможно было поверить еще пару часов назад.

А где же вулканы?
А где же вулканы?
Через полчаса
Через полчаса
Облачность рассеивается
Облачность рассеивается

Чтение - вот лучший отдых после напряженной экспедиции!
Чтение - вот лучший отдых после напряженной экспедиции!
Итуруп
Итуруп
Итуруп
Итуруп
В добрый путь!
В добрый путь!

Завершив погрузочно-разгрузочные работы и приняв на борт новых пассажиров, в 11:45 мы снимаемся с рейда и берем курс на Сахалин, от которого нас отделяют сутки, большую часть которых мы дрыхнем с небольшими перерывами на обед и ужин.

 19 августа. Холмск - Южно-Сахалинск

Утром наши мобильные начинают радостно попискивать, сообщая о появлении сети и нашем приближении к цивилизации (hi). Юра тут же звонит в Южно-Сахалинск и сообщает, что мы прибываем в Холмск, а не в Корсаков, как планировалось.

В здоровом теле - здоровый дух!
В здоровом теле - здоровый дух!
Инструкция для пассажиров
Инструкция для пассажиров

По курильской традиции Сахалин встречает нас туманом, из которого постепенно проступают очертания острова вместе с Холмском, уютно расположившемся на живописных сопках.

Группа поддержки, состоящая из двух джипов, добирается до холмского порта спустя час после нашего прибытия. За рассказом о впечатлениях дорога до Южно-Сахалинска пролетает незаметно, и вскоре экспедиция завершается там же, где и начиналась, - у южно-сахалинского офиса МТС. Мы, еще раз поблагодарив за помощь и гостеприимство, прощаемся со Светланой.

А вот уже и Сахалин
А вот уже и Сахалин
Холмск
Холмск
Холмск
Холмск
Набережная Холмска
Набережная Холмска
Доплыли!
Доплыли!

Через два дня мы с грустью, что очередная экспедиция, в которую мы так долго собирались, так быстро завершилась, разлетаемся по домам: 21 августа ребята провожают в аэропорт меня, а 22 августа - Вовка с Сережей улетают в Санкт-Петербург.

За успешное окончание экспедиции!
За успешное окончание экспедиции!
НЛО
НЛО
 Приколы их городка
    Как всегда огромное спасибо:
  • Юре (RA0FU) и Ирине (RA0FU/XYL), Гене (UA0FAI) и Лиле (UA0FAI/XYL) за традиционно тёплый прием в Южно-Сахалинске;
  • Юре (RA0FU), Володе (RV1CC) и Серёже (UA1ANA) за нашу команду


  • и нашим новым знакомым, без участия которых экспедиция сложилась бы совершенно иначе:
  • Олегу Зиминку и его сослуживцам за всестороннюю поддержку нашей экспедиции и поездку на мыс Край Света;
  • Светлане Шепелевой и Людмиле за гостеприимство и приют на метеостанции.

Октябрь 2005 - ноябрь 2006
Москва




Написать письмо